18+
Герб
Рекламный баннер 980x90px unterhead
Архив
Рекламный баннер 300x200px left-1
Мы в соцсетях
Рекламный баннер 300x600px left-2
Рекламный баннер 300x60px right-1
Рекламный баннер 300x60px right-2

Телефонные мошенники хорошо обучены, имеют навыки социальной инженерии, умеют манипулировать и вызывать доверие

11:31 15.12.2025 16+
258
Телефонные мошенники хорошо обучены, имеют навыки социальной инженерии, умеют манипулировать и вызывать доверие. Люди попадаются на их уловки независимо от возраста, образования, социального статуса, жизненного опыта и дохода. Считать, что на уловки мошенников попадаются только слабые и беспечные люди без критического мышления, — ошибка.
Статистика Центробанка показывает, что больше всего мошенников интересуют россияне в возрасте от 25 до 64 лет — то есть те, кто экономически активен, имеет собственный доход и доступ к банковским сервисам.
Преступники связываются с жертвой по телефону, в мессенджерах, через соцсети и электронную почту. Звонки и СМС-сообщения на телефон остаются любимым способом мошенничества: на них приходится почти половина всех атак.
В диалоге жертву любыми способами пытаются убедить перевести деньги. Например, могут представиться сотрудником оператора связи, почты или полиции — и начнут убеждать как можно быстрее вывести деньги на другой счет, якобы для безопасности и защиты.

Распространенные схемы мошенников
Преступники используют социальную инженерию — втираются в доверие ради получения информации: персональных и финансовых данных, которые откроют им доступ к деньгам. Для этого они придумывают подчас самые неожиданные сценарии, подключают технологии и методы психологического давления.
• Неожиданные выплаты. Сообщают, что вам нужно получить подарок или деньги. Но для этого придется сообщить данные карты, личных документов и СМС-код с телефона. Пожилых людей так могут обманывать с «выплатами» на День Победы.
• Родители в беде. Под видом полиции или ФСБ звонят подросткам и говорят, что их родителям грозит уголовное дело из-за незадекларированных доходов или перевода денег в другую страну. Убеждают провести «видеообыск» — то есть показать на камеру все ценности и деньги, которые есть дома. Затем убеждают подростка передать их курьеру для «декларации».
• Кража через NFC. Представляются сотрудником банка или госорганов и предупреждают, что мошенники получили доступ к вашему личному кабинету на «Госуслугах» или банковскому счету. Предлагают установить приложение, которое якобы позволит защитить деньги. Затем убеждают приложить банковскую карту к NFC (технология для бесконтактной оплаты) на задней части телефона и ввести пин-код. Мошенническое приложение через NFC крадет данные карты, чтобы потом воспроизвести их на другом терминале и снять с его помощью деньги в банкомате.
• Допуск к сессии и экзаменам. Перед сессией студентам звонят якобы из деканата. Говорят, что нужно зарегистрироваться на образовательном портале, иначе к экзаменам не допустят. Сайт — поддельный. При регистрации студенту приходит одноразовый код, который требуется продиктовать мошенникам. На самом деле это код от «Госуслуг». Так взламывают личный кабинет, чтобы взять на имя студента кредиты или использовать информацию о нем в других преступных схемах.
Защитить себя помогут прежде всего осторожность и внимательность. А еще существуют сервисы и услуги, которые позволяют вовремя вычислить и остановить мошенников. Большинство из них бесплатны и доступны каждому.
Как распознать мошенника
Будьте внимательны, когда вам звонят с незнакомого номера. Скорее всего, вас пытаются обмануть, если собеседник:
• просит предоставить личную или финансовую информацию;
• предлагает совершить платеж или перевести деньги с одного счета на другой;
• спрашивает пароль, пин-код, одноразовый код из СМС-сообщения или другую информацию для аутентификации;
• просит данные банковской карты или реквизиты, чтобы оформить «возврат» или «переплату»;
• предлагает установить программное обеспечение или дать доступ к защищенному аккаунту;
• угрожает немедленным арестом и судом;
• заявляет, что ваши счета были взломаны или вовлечены в мошенническую схему;
• рассказывает о легком способе заработать без особого риска и усилий;
• говорит, что кто-то из ваших близких в опасности и нужны деньги, чтобы ему помочь.
На фоне усиления защиты банковской системы, в том числе на законодательном уровне, мошенники уходят в офлайн: направляют курьеров и просят отдавать наличные деньги и ценные вещи. Злоумышленники готовы играть вдолгую, умело обрабатывая свою жертву по несколько дней, недель и даже месяцев, используя психологическое давление, в том числе заставляют втягивать в мошенническую схему родных и близких.

Поставьте определитель номера
Это первое, что нужно сделать для своей защиты. Хотя многие предпочитают совсем не отвечать по незнакомым номерам, рискуя пропустить важный звонок. Определитель есть у большинства сервисов и операторов — он предупреждает, когда вам звонят с сомнительного номера, и блокирует спам.
Распространен миф, что мошенникам достаточно записать, как вы отвечаете словом «да», чтобы потом с его помощью подтвердить перевод денег. Банковские операции так не работают, одного слова для перевода недостаточно.
Но мошенники действительно могут «украсть» ваш голос, чтобы обмануть знакомых и родственников: использовать нарезки из записанного разговора и украденные аудиозаписи. Но обмануть таким способом банки и государственные сервисы не получится.

Защитите близких, особенно старших родственников
Расскажите об опасности пожилым родственникам и детям. Объясните, какими методами чаще всего пользуются обманщики, какую информацию нельзя сообщать и как вести себя в ситуациях, когда незнакомец представляется сотрудником банка и госструктур.
Можно заранее придумать кодовое слово, с помощью которого родственник сможет проверить, действительно ли он разговаривает именно с вами. Или предупредить, что если вам понадобятся деньги, вы обязательно свяжетесь по видео — и никак иначе.

Сообщайте о мошенниках
Если вас пытались обмануть по телефону, просили код карты или деньги, передайте информацию об этом в полицию и банк.
Сообщить о мошенниках можно и в банк — по телефону или в приложении. Например, на сайте Сбера нужно заполнить специальную форму: указать номер телефона, с которого вам звонили злоумышленники, дату разговора, о чем просили, кем представились и оставить контакты на случай, если сотрудникам потребуется что-то уточнить. То же самое можно сделать и в приложении СберБанк Онлайн.
Заполнение анкеты займет меньше минуты, зато вы поможете банку обновить базу мошенников и защитить от них других людей.
Оставить сообщение